Задать вопрос
психолог

5 стадий развития супружеской пары.

Чтобы сохранить отношения

нужно развивать свои внутренние качества,

а не пытаться менять друг друга!

 

Существует удивительное сходство между старым понятием «болезнь любви» и тем, что сегодня мы называем «временным психозом». Такое состояние выстроено из чувства эйфории и навязчивого желания быть постоянно около предмета своей любви. Часто при этом забываются и семья и друзья, а периоды разлуки с любимым человеком сопровождаются сильной депрессией и чувством потерянности и беспомощности. Голова постоянно занята мыслями о другом человеке, о скорейшем слиянии с ним в физическом и эмоциональном смысле.

Рассматривая романтическую любовь через призму науки, мы получаем совершенно другую картину. Романтическая любовь – это физиологическая реакция, основанная на нейрохимических и гормональных процессах.

Несмотря на невыразимую силу и всепоглощающий характер, романтическая любовь, похоже, не является для двух людей достаточным основанием, чтобы поддерживать долгосрочные интимные отношения. Как бы мы ни хотели продлить близость и интенсивность стадии влюбленности, она просто заканчивается. «Идеальный партнер» становиться нашим злейшим врагом.

«Что нам делать после того, как мы влюбились?» - часто задаваемый вопрос пар, пришедших на консультацию к психологу.

Э.Бейдер и П.Пирсон – психологи, специализирующиеся в области семейной терапии пар – доказали, что пары меняются, проходя естественные стадии развития. То, что происходит во взаимоотношениях в парах, является результатом интенсивных биологических и психологических процессов, напоминающих стадии развития ребенка. Проблемы во взаимоотношениях возникают тогда, когда пары «застревают» на одной и той же или разных стадиях, препятствуя, таким образом, естественному стремлению к росту и различию, присущих в отношениях двух взрослых людей.

Пары, которые проходят эти стадии, приобретают новые навыки, позволяющие им перейти от «болезни влюбленности» к более глубокой и ответственной близости в отношениях.

Основные черты модели развития взаимоотношений в парах:

1. Существует неизменный порядок стадий развития. Взаимоотношения пар проходят обычные стадии.

2. Ни одну стадию нельзя пропустить.

3. Каждая стадия взаимоотношений имеет свои цели.

4. Каждая следующая стадия – более сложная, чем предыдущая, и представляет собой трансформацию того, что было раньше, в новую форму. Сложности в отношениях возникают тогда, когда люди не способны проходить по порядку одну стадию за другой.

5. Каждая стадия основана на предыдущей и подготавливает следующую стадию.

Основной источник конфликтов и разногласий в отношениях возникает тогда, когда один или оба партнера не могут овладеть навыками, облегчающими им переход от одной стадии к другой.

Стадии отношений в парах.

1. Симбиоз.

Здесь имеет место слияние личностей, жизненного пространства и крепких связей между влюбленными. Цель этой стадии – привязанность. Для достижения этой цели все схожести между партнерами преувеличиваются, а различия игнорируются. На этом этапе отношений им нравится схожесть между друг другом, и они разделяют ее с теплотой.

Во время симбиозной стадии проявляется большее количество страсти и взаимоотдачи. Необычайно высок уровень ухаживания друг за другом. Этим данная стадия привлекательна. Партнерам почти не хочется что-либо менять друг в друге. Обычно у них существуют специальные приемы, чтобы доставить другому удовольствие. Ребенок, сидящий в каждой личности, чувствует себя настолько удовлетворенным во всех отношениях, что безоговорочно отдает себя другому человеку. Поскольку уровень удовольствия  и возбуждения в это время высок, ни одна из сторон не хочет рисковать этим замечательным положением дел, выдвигая какие-либо требования или выказывая эгоистичность, жадность или бесчувствие. Если на этом этапе каждый партнер заботиться о другом и есть твердое намерение создать семью, то их отношения начнутся на прочном фундаменте, который впоследствии позволит каждому супругу перейти от симбиоза к дифференциации.

Если такой фундамент не заложен, оба партнера могут остаться на симбиозной стадии. В этом случае их отношения будут развиваться по одному из двух типов дисфункционального симбиозного союза. Первый тип характеризуется единением, избеганием конфликтов и минимизацией различий. Второй вариант почти противоположный. Враждебно-зависимая среда доминирует злобой и конфликтами. Страшась прервать эти отношения и, не имея сил покончить со ссорами, пара оказывается в замкнутом круге взаимно наносимых обид.

2. Дифференциация.

На этой стадии появляются различия, и каждый из партнеров «снимается с пьедестала» и подвергается более тщательному изучению. Эта стадия редко бывает легкой. С течением времени некоторые начинают задумываться об увеличении жизненного пространства, отдельного от партнера. Влюбленные начинают замечать различия между собой и чувствуют, что они уже не хотят проводить так много времени вместе. Они хотят больше уединения и могут чувствовать за это вину и спрашивать себя: «Что случилось? Почему я не испытываю былых чувств?» Они выходят из симбиоза, восстанавливая свои границы. По мере дальнейшей дифференциации партнеры узнают о различии в чувствах, в мыслях и о своем желании бороться за свою индивидуальность. Зачастую они имеют противоположные мнения по некоторым вопросам. Некоторые быстро освобождаются от иллюзии симбиоза и заканчивают отношения с драматической внезапностью. Для других дифференциация – достаточно медленный и постепенный процесс, и прежде, чем высказать что-либо о схожести и различиях между собой, они крепко подумают. Для одних различия могут стать источником постоянных споров, для других – освобождением от иллюзий.

3. Обучение.

В период обучения каждый партнер в паре выстраивает свою деятельность и отношения отдельно от другого. Они более не связаны эмпатией друг с другом, напротив, они могут стать абсолютно эгоцентричны. Внимание каждого направлено на внешний мир. Автономность и индивидуальность превыше всего. На этом этапе партнеры воссоздают себя, как личность. Развитие эго более важно, чем развитие отношений. Первостепенными становятся вопросы самооценки, силы и значения личности. Конфликты усиливаются, и здесь здоровый процесс определения мотивов конфликта необходим для того, чтобы пара сохранила между собой эмоциональные связи во время своего развития во внешнем мире.

4. Установление отношений.

После того, как каждый партнер определился со своей личностью, можно снова спокойно вернуться к вопросу о близости в отношениях и об эмоциональной поддержке. Теперь, когда каждый партнер стал уверен в своей индивидуальности, происходит процесс установления отношений. Вновь появляется уязвимость. Теперь партнеры ждут друг от друга комфорта и поддержки. Они чередуют периоды большей близости с попытками восстановить независимость. Хотя партнеры на этой стадии могут считать и близость, и независимость временами опасной, их тревоги рассеиваются быстрее, поскольку переговоры проходят не так тяжело, как раньше. Теперь они меньше боятся быть поглощенными первоначальным симбиозом. В результате развития чувства индивидуальности хрупкий баланс между «я» и «мы» становится более прочным, поэтому теперь партнерам легче избавляться от детских комплексов, стоящих на пути счастливой семейной жизни.

5. Взаимозависимость.

Побуждаемые к развитию через контакты с внешним миром и укрепляемые сознание того, что они любят друг друга, партнеры могут войти в последующую фазу постоянства, в которой совершенство (представляемый идеал) примирится с реальностью и наступает стадия взаимозависимости. То есть при этом два хорошо интегрированных индивидуума успешно нашли себя в жизни, установили между собой прочную связь, удовлетворяющую обоих, и сформировали отношения, основанные скорее на развитии, чем на потребности.

Таковы основные стадии развития отношений в паре. Партнеры проходят их независимо от основных желаний, потребностей каждого партнера или формы отношений влюбленных (женаты, встречаются или живут вместе).

Для того чтобы определить, что лежит в основе текущей проблемы пары, необходимо диагностировать, какую стадию развития каждая личность хочет сохранить или преодолеть. Когда человек живет с партнером, прошедшим одну из стадий, в то время как сам эту стадию еще не прошел, беда неминуема. Выяснилось, что причина многих проблем, встречающихся между партнерами, прослеживается в несоответствии их стадий развития отношений. Это несоответствие дает эффект «вижу-видел», при котором доминирует модель чередования конфликтов и примирений. И эту модель, зачастую, невозможно изменить. Именно в этот период времени или в период, когда отношения партнеров задержались слишком долго на одной из стадий и становятся деструктивными, необходима помощь психолога(психотерапевта)!

Психолог СПб, семейный психолог, психологическая помощь, консультация психолога, консультация психолога Санкт-Петербург, хороший психолог спб, хороший се психолог в спб, хороший психолог Санкт-Петербург, психолог в санкт-петербурге, хороший психолог в Санкт-Петербурге, хороший психолог в Питере, хороший психолог в Петербурге, психолог в санкт-петербурге, помощь психолога спб, помощь психолога в спб, помощь психолога Санкт-Петербург, психолог в санкт-петербурге, помощь психолога в Санкт-Петербурге, помощь психолога в Питере, помощь психолога в Петербурге, психолог в санкт-петербурге, психолог санкт-петербург, услуги психолога санкт-петербург,помощь психолога санкт-петербург, психолог санкт-петербург, хороший психолог санкт-петербург, запись к психологу санкт-петербург, найти психолога санкт-петербург,  психолог санкт-петербург, психологическая консультация санкт-петербург, услуги психолога санкт-петербург, психолог консультация санкт-петербург, психолог спб, психолог спб, психолог в санкт-петербурге, психолог спб, психолог в спб, хороший психолог спб, консультация психолога в спб,психолог в санкт-петербурге, консультация психолога в Санкт-Петербурге, консультация психолога в Питере, консультация психолога в Петербурге, консультация психолога спб, психолог в спб, консультация психолога Санкт-Петербург, хороший психолог спб, хороший психолог в спб, хороший психолог Санкт-Петербург, психолог в санкт-петербурге, хороший психолог в Санкт-Петербурге, хороший психолог в Питере, хороший психолог в Петербурге, психолог в санкт-петербурге, помощь психолога спб, помощь психолога в спб, помощь психолога Санкт-Петербург, психолог в санкт-петербурге, помощь психолога в Санкт-Петербурге, помощь психолога в Питере, помощь психолога в Петербурге, семейный психолог в санкт-петербурге, психолог спб, услуги психолога спб,помощь психолога спб, психолог спб, хороший психолог спб, запись к психологу спб, найти психолога спб,  психолог спб, психологическая консультация спб, услуги психолога спб, психолог консультация спб, психолог спб.