Задать вопрос
психолог

Пример из семейной психотерапии.

 

"Не бросай меня/ Оставь меня в покое"

Мишико, американка японского происхождения, 23 года, и Питер, 24 года, жили в одном городе и были влюблены друг в друга еще в школе. А после того как Питер закончил первый курс колледжа, их чувства вспыхнули с новой силой. все время, пока Питер учился в колледже, а Мишико работала и жила со своими родителями в одном городе, они поддерживали тесные отношения. После свадьбы они все лето путешествовали, а потом поселились в квартире. Питер поступил в аспирантуру по экономике. 

Мишико никогда не оставалась без внимания со стороны кого-либо. До замужества о ней заботились родителя. А в браке, как она полагала, Питер полностью обеспечит ее материально и предложит активную общественную жизнь. Питеру поначалу нравилось заботиться о Мишико, она была очень хороша собой, и он гордился тем, что она тянется к нему и зависит от него. Однако вскоре после женитьбы он стал тяготиться ее пассивностью и возрастающей зависимостью. Это пугало его, и он стал от нее отдаляться.

Питеру нравилась учеба в аспирантуре, и он быстро нашел там интересных друзей. К тому же он начал посещать дополнительные курсы в бизнес-школе. Все эти факторы подталкивали его к большей индивидуализации.

Мишико, напротив, не знала, чего она хочет. Первые месяцы после свадьбы она занималась тем, что украшала их квартиру и искала работу. Найти ее было не так просто, как она думала, и, в конце концов, она стала преподавать английский язык японским детям, недавно приехавшим в Америку. Со временем Мишико начала чувствовать одиночество и изолированность. Ей не хватало общения с Питером, но она не знала, как сказать ему об этом и как попросить его помощи.

Она впала в депрессию, стала мрачной, начала запираться в спальне и по несколько дней не разговаривала. Чем больше она хотела любви и поддержки с его стороны, тем более крайние формы принимало ее поведение. Несмотря на то, что она рассчитывала, что Питер пожалеет ее и станет более внимательным и заботливым, ее поведение привело к тому, что он стал еще меньше бывать дома. Такое положение дел не соответствовало их представлениям о счастливом браке. Это стало ясно, когда однажды вечером Питер вернулся из библиотеки и обнаружил, что Мишико разорвала две его тетради с важными записями на мелкие кусочки и раскидала по всей спальне.

По этим зарисовкам может создаться впечатление, что в данном случае деструктивные модели поведения были вызваны внешними негативными обстоятельствами. В ходе диагностики и терапии стало ясно, что проблемы этой пары будут продолжаться независимо от источника стресса, из-за того что Мишико очень хотела остаться в симбиозной стадии вместе с Питером. Но он выбрал путь собственного развития, но при этом затруднялся начать дифференциацию от Мишико.

Питер действительно боялся ссоры. Вместо того чтобы выслушать упреки жены, он все больше и больше времени проводил в библиотеке или на занятиях со своими новыми друзьями по аспирантуре. Мишико тоже боялась скандала и не имела опыта открытого высказывания своих чувств. Причины на то были семейного и культурного характера. Как и всех японских девочек, ее учили уважать старших, особенно отца, и никогда ему не перечить. Она была самой младшей из трех дочерей и все решения за нее принимали либо родители, либо старшие сестры. Она верила, что, уйдя из родительского дома, она перейдет под надежное покровительство мужа.

Причина, по которой Питер избегал любых ссор, была гораздо драматичнее. Когда ему было пятнадцать лет, его отец покончил жизнь самоубийством. Прежде он успешно работал ректором известного университета, но неожиданно университетский совет сместил его с этой должности. Не смирившись с потерей, он покончил с собой. При жизни Питер никогда не видел отца сердитым. Вдруг он увидел гнев отца, когда того уволили с работы, а затем последовала его смерть. Питер решил для себя, что гнев ведет к разрушению и смерти. Будучи взрослым, он боялся любых конфликтов с Мишико, так как был уверен, что это приведёт к скандалу и разрыву отношений, а может быть и к чему-то худшему. Не понимая, что она усиливает тревогу Питера, Мишико подкрепляла его опасения тем, в порыве гнева рвала его тетради, а временами, пребывала в мрачном настроении, заигрывала с мыслью о самоубийстве.

Терапия этой пары заняла два года. И сочетала в себе индивидуальную и семейную работу. Супруги претерпели некоторые изменения, прежде чем оба начали активный процесс дифференциации.

В начальной фазе семейной терапии Мишико и Питер поставили перед собой долгосрочную цель – установить между собой эффективные отношения, а также приняли на себя обязательство два раза в неделю проводить время вместе. Когда они узнали, какие нерешенные проблемы у них остаются с детских лет, Мишико попросила курс индивидуальной терапии. В процессе этой терапии она выразила желание пожить отдельно от Питера какое-то время. Она не верила, что сможет познать себя, живя с ним. Его присутствие по ее мнению подавляло его, и она боялась, что опять станет угрюмой и недовольной. Для того чтобы помочь Мишико на время физически отделиться от Питера без подозрений с его стороны в предательстве их отношений, была использована семейная терапия. Сначала Питер испугался, что она покинет его так же внезапно, как и его отец. Однако ему объяснили мотивы ее поведения, и его страхи улеглись.

На одном из сеансов Мишико так объяснила свой поступок: «Мне страшно оставлять тебя, но я никогда не жила одна. Пока я не попробую, я так и не узнаю, смогу ли я это сделать. Я всегда буду сомневаться. Я хочу идти по жизни с высоко поднятой головой, с чувством гордости, что я не папина дочка. Надеюсь, ты меня поймешь и не подумаешь, то я покидаю тебя». Благодаря этим словам Питер понял, что ее уход вызван желанием заняться своим развитием, а не предательством их отношений.

Мишико переехала в отдельную квартиру и еще девять месяцев посещала курс индивидуальной терапии. В это время она приняла твердое решение не совершать самоубийство. Еще она решила снова пойти учиться, изучать историю и, что самое главное, отказаться от своей постоянной роли маленькой зависимой девочки и начала сама думать и действовать.

В то же самое время и Питер пришел на индивидуальную терапию. Он захотел избавиться от переживаний, сопутствовавших смерти его отца, и понял, как важно не сдерживать свои отрицательные эмоции в отношения с Мишико.

После одного года индивидуальной терапии с перемежающимися парными сеансами они возобновили регулярные занятия семейной терапии. Эти сеансы были посвящены тому, чтобы интегрировать их личные перемены в новый фундамент их отношений. В частности, у них были крайне противоположные взгляды на самоубийства: отношение к этому Питера было связано с трагической гибелью его отца, а у Мишико – с японской культурой и с традицией харакири. Мишико рассказала Питеру о своем решении не совершать самоубийство, и они договорились не вспоминать о нем во время конфликта ни под каким видом. Далее они вспомнили некоторые свои ссоры по ведению хозяйства и перераспределили между собой обязанности в менее традиционном стиле. Питер решил заняться кухней и научиться готовить несколько японских блюд, а Мишико будет ходить за продуктами, оплачивать счета, заниматься ремонтом и страховками. Таким образом, они решили начать снова жить вместе.

Они продолжали семейную терапию еще полгода, обучаясь прямому управлению конфликтами. Для того, чтобы способствовать параллельному развитию семейной пары и личности обоих партнеров, нами были использованы многие методы и приемы. Через шесть лет Питер и Мишико закончили учебу и ждали своего первого ребенка.

Семейные терапевты Э.Бэйдер и П.Пирсон.